Главная Интервью Просто вложиться и получать прибыль — это роскошь не для клининга

Просто вложиться и получать прибыль — это роскошь не для клининга




Сегодня на московском рынке клининговых услуг работает около 100 стабильных компаний. Примерно 75% рынка при этом занимают 10 из них. В этом сегменте наблюдется дефицит кадров, а порог входа на рынок составляет 10 тыс. долларов. Эти и другие интересные данные о рынке клининга в Москве и регионах привела в эксклюзивном интервью совладелица ГК «Ронова» Маргарита Авдеева.

— На Московском рынке клининговых услуг в сегменте коммерческих объектов можно условно выделить два наиболее крупных сектора: офисные и торговые помещения. Какова их доля в общем объеме рынка? Прокомментируйте, пожалуйста, это соотношение.

— Да, наиболее привлекательным сегментом для клининговых компаний является ритейл и административно-офисная недвижимость. Я думаю, что в совокупности они занимают около 60% всего рынка коммерческой недвижимости, из которых ритейл занимает большую часть. Связано это, прежде всего, с активным строительством западными инвесторами в начале 2000-х крупных торгового-развлекательных центров таких как, ТРК «Мега, «Икеа», сеть «Рамстор» и т.д., а также открытием сетевых продовольственных магазинов таких как, «Перекресток», «Седьмой континент», «Дикси» и других. Сегмент ритейла и сетевых супермаркетов очень привлекателен большими площадями, комплексностью потребляемых услуг и большим количеством задействованного на объекте персонала. Не более 20% приходится на офисную и административную недвижимость, спрос на услуги клининга в которой популярен из-за возросшего после кризиса спроса на сегмент коммерческой недвижимости классов А и B.

— Какие объекты торговой недвижимости становятся клиентами клининговых компаний? Есть ли в этом сегменте такие объекты, которые редко обращаются к вам и вашим коллегам, и почему?

— Объекты торговой недвижимости, которые пользуются услугами компаний по профессиональной уборке на аутсорсинге: сетевые супермаркеты и мини-маркеты, гипермаркеты, торгово-развлекательные центры, непродовольственные бутики, являющиеся арендаторами в ТЦ. Да, в настоящее время в Москве и регионах работает много небольших сетей, включающих два — три магазина, которые по формату ближе к магазинам шаговой доступности. В некоторых есть самообслуживание, в некоторых оно сочетается с прилавочной торговлей. Именно в таких магазинах торговые площади убирает персонал, совмещающий рабочие обязанности. Маленьким магазинчикам с небольшим доходом нет смысла привлекать клининг на аутсорсинге, т.к. это будет накладно для небольшого бизнеса.

— Насколько распространена сейчас практика создания собственных клининговых подразделений в рамках торговых сетей или торговых центров? Рационально ли это? Какие преимущества и недостатки имеет?

— Такая практика существует в основном в регионах, где местные, не федеральные сети, так как там это нерационально. Все перечисленные аргументы в пользу профессионального клининга справедливы для компаний, нуждающихся в постоянной уборке и располагающих площадью помещения от 500 квадратных метров. В помещениях меньшего размера, то есть небольших офисах, магазинчиках, услуги подрядчика обойдутся дороже, так как объем работ будет меньше производительности труда 1 работника, и стоимость в расчете на квадратный метр получится выше.

— Сколько профессиональных и действительно крупных игроков (с численностью персонала более 200 человек) сейчас на столичном рынке клининга?

— На московском клининговом рынке присутствует около 100 стабильных операторов клининговых услуг, которых можно причислить к крупнейшим, крупным и средним игрокам, что составляет 29% от общего кол-ва всех игроков рынка. Количественно на рынке преобладает группа компаний с численностью не более 50 сотрудников. Несмотря на это уровень конкуренции достаточно высок, т.к. рынок клининга охвачен не на все 100%. Порядка 10 крупнейших компаний занимают около 80% рынка. Например, только наша компания занимает около 14% рынка профессиональной уборки.

— Насколько сложен вход на рынок профессионального клининга для новых игроков? Можно ли сказать, что все крупные торговые объекты в Москве уже охвачены, и сферы влияния в этом сегменте поделены?

— Совсем не сложен, так как, чтобы открыть бизнес в нашей индустрии достаточно вложить 10 тыс. долларов и приобрести всё необходимое для принятия небольших заказов. Сейчас нет проблем ни с покупкой профессионального оборудования, ни с покупкой моющих и расходных средств. Выбор поставщиков велик и разнообразен. Крупные торговые объекты бывают поделены и разобраны на аутсорсинг различных услуг, включая техническое обслуживание, еще на этапе строительства. О том, что строится торговый центр становится известно, когда только кладётся фундамент, а бывает еще раньше на этапе выбора подрядчика. Вот тогда-то и приступаем к работе мы — изучаем будущего клиента, анализируем, выходим к нему с предложением.

— Расскажите, как начинала свой путь ваша компания и как успехов добилась на сегодняшний день?

— Компания начала свою работу более 19 лет назад в составе 3-х человек. Брались за любые заказы, начинали с уборки квартир и коттеджей. Постепенно, со временем компания разрослась, и появились крупные клиенты такие как, «Рамсторы», офис Reebok, ТРК Мега. Сегодня мы лидеры рынка, занимаем около 14% рынка, и это заслуга всего персонала, который работал у нас или до сих пор работает. Имеем в своем портфолио более 3 000 клиентов, со многими из них мы работаем уже не один год.

— Опишите структуру среднестатистической московской клининговой компании.

— Директор (часто сам владелец) — отдел продаж — отдел персонала — отдел производства — бэк-офис: бухгалтерия, юристы, кадры, АХО.

— Благодаря чему вам удалось выйти на такие показатели работы и стать одним из лидеров рынка? Какие факторы определяют успех в вашем сегменте?

— Наличие опыта работы с клиентами различных сегментов, а также с крупными клиентами; наличие внушительного портфолио клиентов; возможность инвестировать в большие проекты и предоставлять большое количество персонала на крупные объекты (инвестиции в персонал, оборудование, технику и т.д.), оперативное решение вопросов с невыходом персонала (у нас есть человеческие ресурсы для замены).

— Появляются ли в перечне клининговых услуг торговых объектов какие-то новые направления? Какие изменения произошли в сегменте обслуживания торговых объектов за последнее время? Как это повлияло конкретно на ваш бизнес?

— Нет, все услуги для торговых объектов носят традиционный характер. Самое главное для клиента клинингой компании, чтобы у него было чисто. Ведь особенностью уборки ТРЦ и ТРК является высокая проходимость посетителей с утра и до позднего вечера. В таких условиях могут справиться с уборкой только профессионалы. Вот пример перечня услуг для торговых объектов:

  • механизированная и ручная уборка внутренних помещений и прилегающих территорий;
  • предоставление в аренду и замена грязезащитных ковриков;
  • мытье фасада, кровли, стеклянного купола методом промышленного альпинизма;
  • вывоз снега и мусора;
  • дезинфекция, дезинсекция и дератизация;
  • предоставление расходных материалов, диспенсеров и прочего инвентаря для сан.узлов;
  • составление дизайн-проекта по флористике, посадку и закупку цветов, а также предоставление квалифицированного персонала на проект;
  • предоставление дополнительного персонала в ТРЦ (официанты, повара, разнорабочие, прессовщики, тележечники, посудомойщики и т.п.);

— Является ли рынок клининговых услуг перспективным для инвесторов?

— Нет. Наш рынок очень специфичен, и требует вовлечения в процесс управления лично владельца компании и инвесторов. Просто вложиться и получать прибыль — эта роскошь не для клининга. Только правильно выстроенная система менеджмента поможет держать компанию не просто на плаву, но и приносить прибыль.

— Какие факторы влияют на рынок клининговых услуг сегодня? И что ждет этот сектор в будущем?

— Миграционная политика. Проблема «кадрового голода»: не хватает рабочего персонала из-за тяжелого физического труда, из-за непрестижности работать уборщиком или уборщицей, из-за низкой оплаты труда.


Источник26 Августа 2013



Добавить комментарий

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий