В России строительство дорог – не прозрачный бизнес - Строительное обозрение
 Главная Интервью В России строительство дорог – не прозрачный бизнес

В России строительство дорог – не прозрачный бизнес




По данным департамента транспорта и связи столицы, суммарный поток ежедневно въезжающих в Москву автомобилей уже превысил один миллион. Мыслями о том, как может изменить жизнь московского региона строительство новых дорог и приживется ли на российской земле формат платных автомагистралей, делится директор департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Дмитрий Цветков.

От трафика страдают и автомобилисты, и экономика региона. Простаивая в пробках и сжигая впустую топливо, автовладельцам приходится чаще заезжать на АЗС. В результате, потребление бензина у нас выше на 40-50% по сравнению с Западной Европой. По расчетам специалистов, чтобы решить дорожную проблему московского региона необходимо построить как минимум 1,5 тысячи километров новых дорог. Еще год назад министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв предложил сделать платными некоторые участки подмосковных трасс, например, Волоколамского и Рублевского шоссе, поскольку бюджета на строительство бесплатных дорог в ведомстве нет.

- Дмитрий, насколько с Вашей точки зрения реалистичен перенос европейской модели платных дорог на российский рынок?

- В России строительство дорог – не прозрачный бизнес. Несмотря на их сомнительное качество, в нашей стране это обходится в разы дороже, чем в Европе. Связано такое положение дел с тем, что данный вопрос регулируется жестко административно. Поэтому подряды и деньги на строительство получают «близкие друзья» чиновников. А так как друзьям очень хочется поскорее стать миллиардерами, дороги выходят беспрецедентно дорогими. Забавная статистика: в 2000 году в России построили 3,9 тыс. километров шоссейных дорог, а в 2010-м — 1,6 тыс. Зато затраты в первом случае составили 37 млрд. рублей, а во втором — уже все 442 млрд. Экономика строительства российских дорог малодоступна для понимания, даже для людей с высшим экономическим образованием. Поэтому за счет взносов за платный проезд, которые теоретически могут быть даже выше, чем в Европе, российские дороги просто физически не смогут окупиться.

- Если это будет не государственная, а частная сеть? В европейских странах система платных дорог принадлежит не государству, а частным структурам. Например, в Италии крупнейшим акционером сети платных дорог Autostrade per Italia является компания Benetton, известный производитель одежды.

- Я не думаю, что в России кто-то допустит, чтобы профессиональная, но не аффилированная с чиновниками организация пришла и начала строить дороги. Так что, если в России и заработает система платных дорог, она, скорее всего, будет построена на деньги государства, а принадлежать будет частным лицам.

В настоящее время уже проложены отрезки платных дорог в районе Поволжья, на юге России, часть трассы из Москвы в Сочи. Первой платной дорогой в Московском регионе станет трасса, которая соединит МКАД в районе транспортной развязки с Молодогвардейской улицей и автомобильную магистраль М-1. В настоящий момент на данной трассе на 80% завершены работы по строительству всех проселочных дорог и основных транспортных развязок. Я думаю, что к началу сезона 2012 года трасса начнет функционировать.

- Строительство всех новых трасс в Подмосковье было связано с крупнейшими общественным скандалами, которые вовлекли в себя местных жителей, правозащитников, экологов, политиков. На чьей стороне Вы в этом вопросе?

- Действительно, развитию сети дорог в нашей стране часто мешают не только дураки, но и лес. Однако в данном случае я считаю, что строить дороги необходимо. С моей точки зрения, плюсов от строительства дороги намного больше, нежели минусов. В качестве своего основного аргумента защитники Подушкинского леса приводят тот факт, что он является излюбленным местом отдыха жителей Одинцово и москвичей. Я слабо себе представляю людей, гуляющих по густой чаще леса, вдали от цивилизации. Учитывая то, что земли лесфонда составляют порядка 80% площади России, любая дорога рано или поздно упрется в лес. Помимо этого, я считаю, что жители Одинцово, регулярно проводящие в пробках по нескольку часов в день, гораздо больше выиграют от возможности за 15 минут добираться до дома, нежели от прогулки в лесной чаще, куда в лучшем случае выберутся раз в месяц.

- Какие кардинальные изменения может привнести строительство платных дорог на рынок недвижимости Московского региона?

- Среди основных критериев в оценке преимуществ того или иного коттеджного поселка Подмосковья является, безусловно, его транспортная доступность. Многокилометровые пробки на выезде из мегаполиса давно и прочно стали неотъемлемым атрибутом подмосковного автомобильного трафика. Даже при самом сильном желании жить за городом, добираться до центра столицы более чем за полтора часа не хочет никто. Если бы область была оснащена дорогами на европейском уровне, жизнь Москвы и ее окрестностей существенно изменилась. Население столицы частично переселилось бы загород, скорректировались бы цены на городское жилье.

- Какие направления, с вашей точки зрения, растрачивают свой потенциал именно из-за трафика? Кому платная полоса жизненно необходима?

- Сегодня практически всем трассам Подмосковья необходимо улучшение транспортной доступности. Популярность того или иного направления напрямую связана с его транспортной доступностью, что в свою очередь, влияет на цену. В качестве примера можно взять Киевское шоссе. Капитальная реконструкция трассы привела к тому, что цены на домовладения в коттеджных поселках увеличились на 20-25%. По нашим прогнозам, ввод в эксплуатацию дублера Минской трассы также кардинально повлияет на цены: стоимость недвижимости может увеличиться на 25-30%.

- С вашей точки зрения, где лучше обкатывать модель? На дорогих западных направлениях или дешевых, но более забитых восточных?

- Если рассуждать логически, то чем больше у платной дороги проходимость, тем выше доходность. Однако на восточных направлениях встает вопрос, до какого города ее продлевать, там платный отрезок в 18 км ничего не даст, для решения проблемы необходимо строительство дополнительных трасс длиной в 100-200 км, например, до Владимира или Нижнего Новгорода.

- На каких направлениях есть возможность прокладывать платные трассы?

- У меня вызывает сомнения возможность строительства платного дублера Рублевского шоссе. Возможно, в некоторых местах трассу расширить получится, но площадки для появления автономной платной полосы там просто нет. Во многом ситуацию с главным направлением Подмосковья может улучшить введение в эксплуатацию дублера Минки: жители Рублево-Успенского шоссе во время перекрытия трассы для пропуска правительственных кортежей будут иметь альтернативный выезд в город через Подушкинское шоссе и новую платную трассу.

- Год назад министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв предложил сделать платными некоторые участки подмосковных трасс, в частности, Рублево-Успенского шоссе. Как вы думаете, к чему может привести аннулирование пробок и перекрытий на Рублевке? Пойдут ли цены вверх?

- Тот факт, что часть Рублево-Успенского шоссе может стать платной, вовсе не означает, что перекрытия для пропуска правительственных кортежей на трассе исчезнут. В нашей стране для интересов государственных мужей можно заблокировать и платную дорогу.

Действительно, многие жалуются на рублевский трафик. Хотя, с точки зрения самих жителей Рублевского шоссе, транспортные проблемы невелики. Больше всех на загруженность дороги ругаются те, кто не может позволить себе приобрести недвижимость на этом направлении. Они не покупают себе дом на Рублевке, а приобретают таунхаус в «Потапово» именно из-за трафика. Жители Рублевки, безусловно, страдают от перекрытий, но они все равно там живут, или преодолевая трафик посредством мигалки, или стараясь не ездить в момент перекрытий. Главная черта местных жителей заключается в том, что они никуда не спешат. Поэтому появление платной трассы не сильно скажется на рублевских ценах. Они, бесспорно, поднимутся, но не более чем на 7-8%.

- Каковы должны быть расценки на платную езду, чтобы цена была справедливой? Например, средняя стоимость одного километра платных трасс в Польше – 0,05 евро, а в Италии – 0,09 евро.

- Как я уже говорил, себестоимость наших дорог дороже, чем европейских. Поэтому если исходить из экономической составляющей, цена у нас «имеет право» быть выше. К примеру, последняя версия стоимости проезда по платной трассе Москва-Санкт-Петербург уже равна приблизительно 1600 рублей, и сопоставима со стоимостью билета на поезде. Хотя начиналась она от 500 рублей. Для сравнения: минимальная цена билета на скоростной «Сапсан» составляет 1900 рублей.

Буквально на днях были названы ориентировочные цены проезда по первой платной дороге Подмосковья: проезд по 18,5 километровой дороге в обход Одинцова будет стоить 6 рублей за один километр для легкового автомобиля, то есть 111 рублей в одну сторону.

С моей точки зрения, цена в 3 рубля за километр приемлема и справедлива: дороже, чем в Польше и чуть дешевле, чем в Италии. Все-таки для того, чтобы решить основную свою задачу – сложную транспортную ситуацию – новый для Подмосковья формат платных дорог должен быть ориентирован на массовый поток, а не на круг избранных.


Источник30 Января 2012



Добавить комментарий

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий