Бизнес-центры в стиле «лофт»: искусство или бизнес? - Строительное обозрение
 Главная Аналитика Бизнес-центры в стиле «лофт»: искусство или бизнес?

Бизнес-центры в стиле «лофт»: искусство или бизнес?




В рамках ревитализации промышленных зон, почти все бывшие здания московских производственных предприятий сегодня превратились в модернизированные центры, где площади арендуют прогрессивные и престижные компании. Но в процессе превращения каждая из бывших фабрик или заводов должна была решать, с каким «уклоном» ей теперь существовать: стать мастерской для людей искусства или вместить в себя представителей бизнеса.

Сегодня арт-кластеры в зданиях в стиле «лофт» существуют наравне с бизнес-центрами, организованных в малоэтажных бывших промзонах. Чем принципиально отличаются эти категории зданий? Правда ли, что быть арендатором бизнес-центра в стиле «лофт» - дорогое удовольствие? Каких арендаторов хотят видеть арт-центры и бизнес-центры в бывших промзонах? Рассказывает Куралай Садыбекова, коммерческий директор делового квартала «Новоспасский двор».

«Состав любого арт-кластера – это креативные компании и организации, связанные с искусством, медиа, архитектурой, дизайном, наукой. Сегодня арт-кластеры – едва ли не самые «живые» места столицы: здесь проходят популярные лекции и семинары, модные выставки, здесь открыты известные рестораны и клубы. Причем некоторые арт-кластеры, такие, как АРМА или «Красный Октябрь», формировались хаотично, из-за обременений и ограничений в градостроительных регламентах, поневоле впуская самых разных арендаторов. А, некоторые, как «Флакон» и центр Artplay, сразу обозначили строгую концепцию и устроили отбор арендаторов по принципу принадлежности их к сфере искусства. «Винзавод» же изначально планировался как уникальная галерея современного искусства. Рестораны и кафе – это также не просто инфраструктура для внутреннего пользования местных арендаторов: это полноценные заведения, часто имеющие отдельный вход с улицы и работающие не только для сотрудников центра, но и для городской аудитории» - рассказывает эксперт. Бизнес-центры, созданные в зданиях бывших промышленных предприятий, сегодня принимают иных арендаторов: «Если мы говорим о классе В+, к которому чаще всего относятся офисы в стиле «лофт», то основными арендаторами их являются крупные компании, размещающие на их территории свои бэк-офисы или поддерживающие структуры, в то время как основные их представительства стараются арендовать офисы А-класса» - комментирует Куралай Садыбекова.

Различие между арт-кластерами и бизнес-центрами подчеркивается еще и внутренней отделкой офисов: «Изначально и те, и другие предлагают стандартный вариант лофт-отделки – красную аутентичную кирпичную кладку, высокие потолки, большие окна, открытые инженерные коммуникации, open space. Но наши арендаторы – крупные государственные учреждения - сделали собственный дизайн офисов; пространство open-space оставили исключительно для менеджеров, создали помещения кабинетного типа и заменили кирпичную кладку на стандартную отделку» - рассказывает эксперт. Креативные же арендаторы, такие как BBDO, напротив, максимально постарались сохранить промышленные элементы и планировку open space.

«Немаловажно и подчас незаметное различие, диктуемое СНиПами и особенностями инженерии – это системы кондиционирования, вентиляции, пожарные системы и лифты, которые зависят от норм размещения сотрудников, планировки помещения и трафика постоянных сотрудников и гостей комплекса. «В бизнес-центрах такого плана наличие лифтов просто необходимо; в арт-кластерах, напротив, чаще всего принято обходиться без них» - отмечает Куралай Садыбекова.

Что же происходит с арендной ставкой в этих двух категориях офисов в стиле «лофт»?

«Арендатору принципиально важно понимать, где он арендует свой офис-лофт: в арт-кластере или в бизнес-центре. Арендная ставка в этих двух категориях зданий различается существенно: офис в арт-кластере будет стоить примерно на 10-15% дешевле, чем в бизнес-центре. Такая стоимость диктуется не только классом здания, но и категорией арендаторов: арт-центрам важнее привлечь к себе на территорию креативные молодые компании, а у них, зачастую, не хватает средств на дорогостоящий офис» - отмечает эксперт. Бизнес-центры тем временем ориентируются на государственные структуры и крупный бизнес, способный оплачивать аренду офиса класса В+.

На сегодняшний день соотношение арт-кластеров и бизнес-центров в стиле «лофт» в Москве – примерно 60 на 40. «Переоборудовать бывшие промзоны под арт-центры, безусловно, легче, чем создавать новый бизнес-центр на территории завода или фабрики. Поэтому сегодня арт-кластеры занимают большие площади, нежели бизнес-центры в стиле «лофт». Но, возможно, в будущем, если бизнес-центров и не станет больше, то их количество может догнать арт-центры по числу занятых квадратных метров: сегодня даже креативные компании очень щепетильно относятся к престижу и качеству своего офиса; получить и то, и другое, можно однозначно лишь в бизнес-центре» - заключает эксперт «Новоспасского двора» Куралай Садыбекова.

Материал предоставлен деловым кварталом «Новоспасский Двор»


Источник12 Сентября 2012



Добавить комментарий

Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий